Главная
 
Ивдельский крайСуббота, 20 Апреля 2024, 08:15:21



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Меню сайта

Категории каталога
Ссылки на статьи [12]

Наш опрос

Главная » Статьи » Ссылки на статьи

В нашем небе становится всё теснее
Жителей Серова и Краснотурьинска этими полётами не удивишь – авиатрассы над их городами интенсивно эксплуатируются уже несколько десятилетий, связывая Москву и другие европейские столицы с городами Сибири и Дальнего Востока. В конце 60-х годов была открыта первая транссибирская международная воздушная трасса до Токио. Часть её участка Сыктывкар – Советский - Ханты-Мансийск стали тогда обслуживать авиадиспетчеры специально созданного Ивдельского центра с помощью радиолокатора военных, который могли использовать только по специальным заявкам. В начале эксплуатации этой авиатрассы по ней проходило всего несколько рейсов в сутки (сейчас, к примеру, проходит иногда более 25 за час).
С ростом интенсивности полетов возникла острая необходимость в собственном радиолокаторе, который и был установлен в районе п. Калья в 1984 году. С сентября 1985 года авиадиспетчерский пункт был переведен из Ивделя в Североуральск. Все специалисты в течение года были обеспечены благоустроенным жильем. Большинство прошли подготовку в зарубежных центрах по углубленному изучению английского языка (в Великобритании и США), сейчас все специалисты имеют допуск к управлению воздушным движением на английском. Международное воздушное движение становилось всё плотнее с каждым годом, авиатрасс стало не хватать. Две из четырех трасс, проходящих через Серов, тоже получили статус международных, а в 2006 году был открыт дополнительный участок между Ураем и Москвой, который как раз и пролегает прямо над Североуральском. До распада СССР над нашим городом проходил только тренировочный маршрут истребителей ПВО, которые своей сверхзвуковой волной включали сигнализацию магазинов и сводили с ума собак во всей округе. Сейчас гул турбин пролетающего современного гражданского лайнера едва уловим ночью, а днем и вовсе тонет в шуме городских улиц. А в 2007 году открылся ещё один участок - между Советским (Тюменской области) и Москвой, он пролегает немного севернее п. Полуночное.
Пролетают над нами самолеты различных авиакомпаний, в основном, китайские, корейские, японские, а также несколько десятков европейских, следующих в Лондон, Париж, Милан, Мюнхен, Прагу, Вену и ряд других городов Европы. В восточном направлении следуют рейсы на Гонконг, Шанхай, Пекин, Сеул и Токио, но они чаще пользуются другими трассами, в зависимости от ветра на высотах, ведь воздушный океан тоже имеет свои течения, скорость которых может достигать 200-300 км/час. Длительность полета воздушного лайнера, летящего «против течения», может увеличиться, в среднем, на 10-15% (иногда – до 25%!), соответственно возрастает и расход всё дорожающего авиатоплива. Поэтому специалисты авиакомпаний при подготовке рейса тщательно изучают воздушные потоки над всем материком и рассчитывают наиболее благоприятные альтернативные маршруты полета до пункта назначения и обратно. На расход топлива также существенно влияет высота полета, так, для современных реактивных лайнеров наиболее оптимальны высоты в диапазоне 10-11 километров.
Кажущаяся же небольшой высота полета над городом объясняется исполинскими размерами некоторых межконтинентальных авиалайнеров. Например, трехпалубные Boeing-747 (на 660 пассажиров) или Airbus-340 (до 440 мест) с трудом смогут поместиться на футбольном поле (длина их фюзеляжа и размах крыльев превышают 70 метров!). А каждая из 4-х турбин такой «птички» превосходит по размерам небольшой автобус. Сейчас появились и двухтурбинные лайнеры (Boeing-767, Boeing-777), способные за 14-15 часов преодолеть без посадки более 12 000 км. Из новых дальне-магистральных лайнеров отечественного производства можно отметить пассажирские Ил-96, Ту-204 и грузовой Ан-124 – крупнейший в мире. Наряду с ними продолжают бороздить небо наши ветераны: пассажирский Ил-62 и грузовой Ил-76. Конечно, это далеко не полный перечень всех типов воздушных судов, ближне- и средне-магистральных гораздо больше, но они, в основном, пролетают по другим направлениям.
В ответ на вполне резонный вопрос: «Почему эти трассы пролегают именно в наших широтах?» можно лишь посоветовать взять в руки глобус и соединить прямой линией, например, города Лондон и Токио. В результате, кратчайший путь будет пролегать гораздо севернее нашей области – по линии, проходящей вблизи городов Мурманск, Норильск, Хабаровск. При переносе на плоскость из-за искажения эта линия на карте будет выглядеть как крутая дуга, какими мы привыкли видеть морские пути на карте мира. Сейчас начинаются полёты по трансполярным маршрутам из Индии и Пакистана в США через Северный полюс. Одна из таких трасс в нашем районе обслуживания тоже имеется, её участок между городами Екатеринбург и Берёзово пролегает в 150 километрах восточнее Североуральска. Наш центр, несмотря на удаленность от крупных аэроузлов, расположен на перекрестке основных воздушных трасс и по интенсивности воздушного движения входит в тройку самых загруженных из более чем ста центров России. Через наш район обслуживания проходит более 250 авиарейсов за сутки, из них более 160 рейсов иностранных авиакомпаний.
Работу авиадиспетчера можно сравнить с работой регулировщика, с той лишь только разницей, что на воздушном перекрестке не поставишь светофор, а минимальные безопасные дистанции на воздушных трассах в сотни раз превышают земные. Отсюда и огромная ответственность, которая вызывает постоянный эмоциональный стресс. Сейчас авиадиспетчеру не разрешается работать более 2-х часов подряд без обязательного перерыва, а отпуск достигает 10 недель в год. О нашей работе довольно обстоятельно и правдиво было написано в статье Елены Карпушевой «Международное небо Североуральска» на страницах городской газеты «Наше слово» (№16 от 11.02.2005 г.).
Добавить можно лишь то, что за истекшее время многое изменилось, что-то в лучшую, а кое-что - в худшую сторону. Часть устаревшего оборудования заменена на более современное и производительное. С принятием нового единого коллективного договора существенно выросли должностные оклады, добавились новые льготы и компенсации, особенно для молодых специалистов, в частности, надбавка за выслугу лет начинает начисляться уже после первого года работы (раньше доплата начиналась после 3-х лет работы). Надбавка за применение английского языка возросла с 15% до 25-50% от должностного оклада (в зависимости от уровня знаний).
Хуже дело обстоит с кадрами, количество вакансий постоянно растет, средний возраст авиадиспетчера превышает 40 лет, притока молодых специалистов нет уже несколько лет. Такое же положение отмечается в других центрах России. Несомненно, одна из причин создавшейся ситуации – это падение рождаемости в России в конце 80-х годов, из-за этой демографической ямы недобор абитуриентов уже почувствовали многие учебные заведения страны. Другая причина кроется в отсутствии достаточной информации о профессии авиадиспетчера, ещё несколько лет назад недостатка в кадрах не было, была даже очередь в высокооплачиваемые центры (в том числе и в Североуральский). Поэтому никто всерьёз не занимался популяризацией нашей специальности, только изредка мелькали в средствах массовой информации сообщения об очередных акциях протеста авиадиспетчеров: до принятия единого колдоговора в каждом центре работодатель пытался установить свои правила игры. Сейчас ситуация стабилизировалась – оплата труда напрямую связана с интенсивностью полетов, а регулярное повышение окладов заложено в договоре.
Молодым людям, кто ещё не определился с выбором профессии, кому интересна авиационная тематика, могу порекомендовать поступить на краткосрочные курсы подготовки авиадиспетчеров на базе среднего образования. Такие курсы организовываются при Государственном университете гражданской авиации (ГУ ГА, г. Санкт-Петербург), обучение бесплатное, слушатели курсов обеспечиваются общежитием, выплачивается стипендия. Но для начала советую познакомиться поближе с работой диспетчеров Североуральского вспомогательного районного центра (ВРЦ) по обслуживанию воздушного движения. Хочу напомнить, что требования к кандидатам достаточно серьезные: хорошее знание английского языка, крепкая сердечно-сосудистая и нервная система, хорошее зрение и слух, четкая дикция, умение быстро принимать верные решения, высокий уровень самодисциплины. В дальнейшем, при желании, можно продолжить заочное обучение в Санкт- Петербургском ГУ ГА или в Ульяновском институте ГА для получения квалификации инженера по обслуживанию воздушного движения. Зарплата – достойная (не ниже шахтерской), имеется возможность один раз в год бесплатно слетать в любую точку мира, выход на пенсию предусмотрен в 50 лет. В ближайшее время есть перспектива работать в городе Екатеринбурге – планируется перевод всех авиадиспетчеров в аэропорт Кольцово в рамках укрупнения центров (вся информация с Североуральских локаторов и радиосвязь будет транслироваться в объединенный Уральский центр управления полетами). Сейчас решается вопрос по обеспечению переводимых работников жильём в Екатеринбурге на льготных основаниях (компенсация расходов на аренду жилья, льготная ипотека при приобретении квартир и домов).

Источник: http://Авторский текст
Категория: Ссылки на статьи | Добавил: Dad (15 Ноября 2007) | Автор: Николай
Просмотров: 1963 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Тематические сайты

Статистика


Copyright MyCorp © 2024