Автомобильным сообщением Свердловская область накрепко свяжет Европу и Азию
В новогодье крупные города Свердловской области становятся местом паломничества тысяч северян. Помню, и сама стремилась сюда за покупками из Ханты-Мансийска… Да вот беда: в столицу азиатской части России Екатеринбург сибиряку-обывателю иначе, как по «железке», не попасть. Если б знали вы, как ждет качественную автомобильную трассу российский Север!
Стратегический коридор
В настоящее время в Свердловской области реализуется проект, который без сомнения является стратегическим не только для Урала — для всей России. Речь идет о новой континентальной транспортной артерии — автомобильном коридоре «Урал-Сибирь».
Транспортный коридор «Урал-Сибирь» — безусловное благо для шести субъектов Российской Федерации, от Пермского края до Ямало-Ненецкого автономного округа. А северные — такие обширные, богатейшие земли до сих пор связаны автомобильным сообщением с «большой землей» — фактически, со всей страной — только треть календарного года так называемым зимником (укатанная автомобилями дорога вдоль железнодорожного полотна и по смерзшимся болотам). В частности, это касается севера Свердловской области и Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Вспомнить северное прошлое заставил и еще один факт. В последние недели 2007 года, как раз накануне новогодних праздников, из Югры и Ямала вновь хлынули пассажирские потоки: люди, по традиции, поехали не куда-нибудь — на свердловскую землю: отовариться, развлечься, попутешествовать. И с новой силой вспыхнули надежды на скорейшее завершение строительства трассы, соединяющей Свердловскую область и Ханты-Мансийский автономный округ.
Регулярное автомобильное сообщение для югорчан — это, как уже было сказано, выход из изоляции, преодоление комплекса «нефтяной провинции». Экономические интересы бизнесменов Западной Сибири посерьезнее шопинга: в регионе активно развивается лесопереработка, производство стройматериалов, туризм — да практически все отрасли экономики. Ханты-Мансийск стремится свести к минимуму зависимость от экспорта углеводородов, и регион в последние годы демонстрирует небывалые темпы экономического роста.
Выразителями настроений населения Югры, естественно, стали местные средства массовой информации, развернувшие на этот счет дискуссию. В распоряжении моих югорских коллег мощнейший аргумент: в 2007 году югорчане завершили свой отрезок пути от Ханты-Мансийска до границы со Свердловской областью. «Отстаете!» — упрекнули они нас.
Идём строго по графику
Должна сказать, что упрёк несправедлив. Протяженность автотранспортного коридора «Урал-Сибирь» в пределах Уральского федерального округа составляет полторы тысячи километров, а по Свердловской области проходит только десятая его часть — 150 километров.
Незавершенность работ на подведомственном участке в правительстве Свердловской области не рассматривают как «отставание» от югорских партнеров.
— На строительстве того участка федеральной трассы, за который мы несем ответственность, проблем в текущем году не было, — сказал в канун Нового года председатель правительства Свердловской области Виктор Кокшаров. — Напротив, из областного бюджета в 2007 году было дополнительно выделено 300 миллионов рублей для продолжения работ на этом объекте. Мы не видим причин, которые могли бы сорвать наши планы, согласно которым пуск этого участка назначен на 2010 год. Не исключено, что при благоприятных условиях работы будут завершены даже на год раньше.
«Благоприятные условия» для этого объекта в области уже созданы. Так, летом прошлого года по непосредственному распоряжению свердловского губернатора Эдуарда Росселя участку «Ивдель-Таежный» был присвоен статус особо значимого. Эдуард Эргартович бывал в 2007 году на этом объекте неоднократно, лично контролировал ход работ. Уже в августе объемы работ поражали воображение очевидцев. Генеральный подрядчик ООО «Магистраль» и Мостоотряд номер 82 сосредоточили на трассе более одной тысячи человек и 350 единиц техники. Одновременно отсыпались 90 километров дорожного полотна в районе поселка Пелым и возводились шесть мостов, в том числе и самый большой — через реку Лозьва. Таким образом, с учетом дополнительных ассигнований, освоено свыше двух миллиардов рублей. Благодаря такой концентрации сил удалось сделать гораздо больше запланированного, что и дало основания свердловскому премьеру Виктору Кокшарову назвать предварительную дату окончания работ на свердловском участке автодороги — 2009 год.
Развивать свердловский север
На югорской земле я провела треть своей жизни и всей душой понимаю земляков! Но, отбросив эмоции, хочу вновь вернуться к реалиям, привести еще ряд аргументов в доказательство того, что полноценное автомобильное сообщение с севером нужно Свердловской области не меньше, чем Югорской автономии.
Ввод в строй участка «Ивдель-Ханты-Мансийск» на 700 километров сократит путь из Восточной и Западной Сибири в европейскую часть страны, принося сибирякам ежегодно экономию в четыре с половиной миллиарда рублей. Такая выгода заставит их предпочесть не авиацию и не «железку», а автомобильные маршруты Среднего Урала. Подсчитано, что за время жизненного цикла дороги только свердловский отрезок пути сэкономит порядка 12 миллиардов рублей. А чем измерить внетранспортный эффект — колоссальные возможности для экономического и социального развития северных территорий Свердловской области с приходом сюда новой дороги?! Новые производства, дополнительные рабочие места, развитие сферы услуг и инфраструктуры, — одним словом, новая жизнь!
Люди в северных муниципалитетах Свердловской области очень ждут дорогу. Когда в Ивделе открывали один из фрагментов этой федеральной трассы, глава городского округа Петр Соколюк сказал следующее:
— Сотрудников «Магистрали», строящих эту дорогу, мы по праву считаем своими, ивдельчанами. Предприятие ведет на нашей территории социально ответственный бизнес: Ивдель благоустраивается, в чем первый помощник — «Магистраль». А кроме того, на их счету школа в поселке Висим, отремонтированные дороги в Ивделе, Карпинске, Верхотурье, Нижней Туре.
В свое время губернатору Свердловской области Эдуарду Росселю, заинтересованному в нормальной работе этого маршрута, стоило немалых усилий сдвинуть эту проблему с мертвой точки: добиться от Федерального центра солидарного финансирования работ, начать строительство.
Фактически свердловский участок трассы представляет собой инженерно-техническое сооружение чрезвычайно сложное и затратное: 150 километров с 11 мостами и путепроводами по абсолютно новому направлению от северного свердловского города Ивдель до города Таежный в Ханты-Мансийском автономном округе, со сметой на девять миллиардов рублей.
Но игра стоит свеч! Свердловчане стремятся реализовать транзитный потенциал территории и потому отдают приоритет строительству автодорог континентальной значимости. В настоящее время сеть дорог регионального значения в Свердловской области составляет почти 11 тысяч километров — самая протяженная в России и, учитывая транзитное географическое положение, одна из самых важных в стране.
Кроме того, «федералка» в Югру станет важным инструментом в процессе интеграции промышленного потенциала трех мощнейших субъектов Федерации — Свердловской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, а это ни что иное, как начало формирования нового — Урало-Западно-Сибирского экономического региона.
Понимают свою ответственность и дорожники «Магистрали». Так, в минувший строительный сезон их девизом было: «Даешь 94 километра дороги за 94 дня!».
Итак, в Свердловской области магистраль «Урал-Сибирь» не зря называют «стройкой века» и стремятся как можно скорее её завершить.
www.oblgazeta.ru
|