Даже после трудоустройства предприимчивые земляки получают пособие по безработице.
Сотрудники Ивдельского центра занятости обнаружили среди своих подопечных мошенников: три дамы, в свое время оформившие пособие по безработице, продолжали получать социальную помощь и тогда, когда уже трудоустроились.
Жительницы Ивделя Светлана С., Ольга Х. и Оксана М. были признаны безработными в 2006 году. Оформляя пособие, сотрудники районного центра занятости предупредили женщин, что, трудоустроившись, они должны будут сняться с учета. К счастью, все женщины вскоре нашли себе рабочие места. Одна стала агентом страховой компании, другая - диспетчером в службе такси, третья - продавцом в кафе. Но, желая сохранить пособие, они не отказались от статуса безработных. И какое-то время продолжали получать материальную помощь от государства.
Мнимые безработные незаконно получили 10 800 бюджетных рублей. И поплатились за это. По решению суда, страхового агента оштрафовали на 4000 рублей, диспетчера приговорили к обязательным работам, а сотрудницу общепита - к шести месяцам исправительных работ с ежемесячным удержанием десяти процентов от заработка.
Справедливость восстановлена? Безусловно. Более того, решение суда, может быть, удержит других безработных от искушения поступать незаконно. Однако эта история приобретает несколько иной оттенок, когда учитываешь, где и как было раскрыто мошенничество.
Ивдель - небольшой городок. Тут все на виду, многие знают, чем и как живут соседи, коллеги, знакомые. В таких городах, по словам начальника местной службы занятости Татьяны Красных, случаи мошенничества с пособиями единичны и раскрываются почти стопроцентно. Рано или поздно честно работающие люди возмутятся и сообщат куда надо о том, что человек поступает гадко. Так, собственно, и было: мнимых безработных женщин вывели на чистую воду не без помощи граждан. В больших городах все куда как сложнее.
К концу нынешней осени по всей Свердловской области среди подопечных центров занятости выявили более 600 мошенников - это два процента от общего числа безработных, получавших к тому времени пособие. К этому же сроку в Екатеринбурге мнимые безработные незаконно получили 237 000 рублей. Если учесть, что тогда помощь безработным обошлась уже в 59 миллионов рублей, ущерб от мошенничеств может показаться мизерным, по крайней мере, вполне укладывающимся в терпимые "издержки" лечения социально-экономической беды.
Но стоит заметить, что приведенные цифры - лишь официально зарегистрированные случаи с доказанным ущербом. А сколько случаев невыявленных?
Нам не удалось найти специалистов, которые дали бы хоть приблизительную оценку реального количества мнимых безработных и того ущерба, который они наносят бюджету. Поэтому рискнем предположить, что официальные цифры надо умножать не на единицы, а на десятки. И вот почему.
В Законе "О занятости населения" не содержится механизма, который бы помогал центрам занятости выявлять безработных-мошенников. В законодательном акте лишь указаны категории граждан, которые не могут считаться безработными, следовательно, и рассчитывать на получение социальной помощи. Это граждане, не достигшие 16-летнего возраста, получающие пенсию по старости, учащиеся очно в любых образовательных учреждениях, временно отсутствующие на рабочем месте (по любым причинам, пока не расторгнут трудовой договор) и осужденные. Очевидно, что человек, работающий в любой организации (по договору, за вознаграждение или в качестве индивидуального предпринимателя - не важно) и получающий зарплату, считается работающим. Если такие граждане получают пособия, они признаются мошенниками, поскольку скрывают юридически важные сведения, и отвечают за преступление по статье 159 УК РФ.
Отсутствие законодательно закрепленного механизма противодействия мошенничеству заставило федеральную службу по труду и занятости и ее структуры на местах самостоятельно выстраивать тактику борьбы с мнимыми безработными.
- Мы сами придумали способы проверки честности безработных, - говорит начальник юридического отдела департамента государственной службы занятости населения Свердловской области Ольга Хмелева. - Все начинается с тщательного изучения документов: трудовых книжек, справок о зарплате с последнего места работы. Любая помарка вызывает подозрение, сотрудники местных служб занятости индивидуально работают с отделами кадров предприятий и организаций.
Очень важный для центров занятости источник информации - пенсионный фонд. Как известно, туда предприятия обязаны подавать сведения о лицевых счетах работающих людей. Если одномоментно сверить сведения фонда со списками всех безработных, может выявиться очень многое. Однако документа, обязывающего сотрудников пенсионного фонда предоставлять такую информацию, нет. По словам начальника юридического отдела Екатеринбургского центра занятости Татьяны Новоселовой, через пенсионный фонд можно проверить только лицевой счет конкретного безработного, если есть сомнения в его честности.
Еще один способ контроля за мнимыми безработными - через налоговую службу. Центры занятости заключили с налоговиками соответствующие договоры об информационном сотрудничестве. Но здесь тоже есть законодательное ограничение. Налоговики не вправе предоставлять центрам занятости списки с паспортными данными человека. Вот почему списки налоговиков состоят из одних фамилий, имен и отчеств людей. Для того чтобы получить более точные сведения и не проверять всех однофамильцев, нужно подавать дополнительные запросы по каждому человеку.
Все это затрудняет проверку честности подопечных службы занятости, затягивает установление истины даже в том случае, если бывший безработный трудоустроился по всем правилам и получает деньги не "в конверте", а вполне официально. Но ведь известно, что значительное количество жителей области получают трудовые доходы без оформления договоров, неофициально.
Сложившуюся ситуацию центры занятости стараются держать под контролем при помощи превентивных мер. И если раньше, чтобы привлечь мнимого безработного по статье о мошенничестве, приходилось доказывать в суде, что он знал о том, что не имеет права одновременно получать пособие по безработице и любой другой трудовой доход, то сегодня центры занятости сняли эту проблему.
Каждого обратившегося в службу информируют о правах и обязанностях. Это фиксирует соответствующая расписка клиента. Остается только выявить и зафиксировать трудовой доход у мнимого безработного, подключить правоохранительные органы - и факт мошенничества может быть легко доказан в суде, что и произошло в Ивделе. Но проблема, повторимся, коренится как раз в том, что выявить нечестного клиента службы занятости довольно сложно.
По мнению специалистов, облегчить поиск мнимых безработных могли бы законодатели, обязав пенсионный фонд и налоговую службу предоставлять службе занятости списки граждан с паспортными данными.
Между тем
По информации председателя правительства Свердловской области Виктора Кокшарова, к ноябрю этого года пособие по безработице в регионе получали около 28 тысяч человек. При этом предприятиям области требовалось 42 тысячи работников.
|