Ещё два года назад здесь был только лес. В Пелым добирались по зимнику. Или по железной дороге. В крайнем случае, через Тюмень. Северо-восточный форпост Свердловской области с основной территорией области практически не сообщался.
По трассе Ивдель — Пелым сегодня возможно проехать лишь на грузовике или джипе. Обычная легковушка этой трассы не одолеет — щебень вылетает из-под колёс, бьёт лобовое стекло, царапает кузов. Собственно, обычную легковушку сегодня никто сюда и не пустит: дорога пока только строится, по ней тут и там в три смены ходит большегрузная техника.
Проехать до Ивделя по, пусть и недостроенной, но дороге, соблазн есть у многих. Каких-то полторы сотни километров — и ты уже на «большой земле». Отсюда относительно недалеко до Североуральска, Краснотурьинска, Серова. Наверное поэтому одним из вопросов, который задали губернатору Свердловской области Эдуарду Росселю, посетившему городской округ Пелым в минувшую среду, стал вопрос, как сделать так, чтобы по трассе разрешили ездить уже сейчас. Положительного ответа на него губернатор дать не смог, заметив лишь, что пока дорога не достроена и не передана в областную собственность, на ней распоряжаются строители. А это — фирма «Магистраль».
— Если Виктор Владимирович (Огибенин, генеральный директор ООО «Магистраль» — авт.) разрешит, то ездите, — пожал плечами Эдуард Россель. — Но тогда он должен будет продумать как сделать так, чтобы машины не мешали технике, и чтобы техника была для частного транспорта безопасной, ведь дорога строится почти круглые сутки.
Ввести в эксплуатацию эту дорогу обещают в 2009 году. Но лишь как полуфабрикат — в это время большая часть трассы будет засыпана щебнем, так называемым переходным покрытием. Асфальтово-бетонной дорога Ивдель — Пелым станет лишь в 2010 году. Тогда же она окажется частью большой трассы Ивдель — Ханты-Мансийск.
Этой дороги на всем севере Свердловской области ждут с нетерпением. Она вдохнёт новую жизнь в малые северные города: дорога — это не только дополнительные рабочие места (бизнесмены уже сейчас подают заявки на строительство на трассе заправок, кафе и мотелей, хотя пока шоссе не сдано в эксплуатацию принимать такие заявки нельзя), но и возможность самим быть более мобильными. А если мыслить мерками не конкретного региона, а всей России, то благодаря этой трассе расстояние из Сибири до европейской части России уменьшится на 800 километров. Когда же дорога Ханты-Мансийск — Ивдель станет частью транспортного коридора из Кемерово, то путь из этого города до Москвы сократится на 1800 километров.
Пока же строители вовсю трудятся. За зиму нужно успеть возвести мост через реку Пелым. Сейчас здесь наведена зимняя переправа, и чтобы не организовывать летом паром, мост нужно построить за оставшиеся несколько месяцев.
— Дорога очень сложная, — рассказал «Областной газете» директор СОГУ «Управление автомобильных дорог» Владимир Плишкин. По его словам, рабочим пришлось снимать огромный слой торфа. В некоторых местах, особенно близ Ивделя, где почва болотистая, убирали до девяти метров торфа.
Проезжая часть, которую делают сейчас, будет семь метров шириной. Но при необходимости, при большом грузопотоке дорогу можно будет и расширить: полоса отвода позволяет это сделать.
То ли из-за отсутствия дороги до «большой земли», то ли по каким иным причинам, но Пелым производит странное впечатление. Вроде и Свердловская область, вроде и нет. Наверное, это особенность всех пограничных пунктов — а Пелым находится на самой границе Свердловской области и Ханты-Мансийского автономного округа. Югра сквозит здесь всюду: даже висящие повсеместно плакаты, рассказывающие о реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье», рассказывают о ХМАО. До одного из городов ХМАО — Югорска — здесь всего час езды на машине. Меньше, чем до Ивделя, до которого, к тому же, дорога только строится. Да и градообразующее предприятие — линейное производственное управление магистральных газопроводов «Тюменьтрансгаз» — не только обеспечивает работой множество пелымцев, но и помогает посёлку развиваться. Отремонтировали школу, построили физкультурно-оздоровительный комплекс. И школу, и ФОК пелымцы с гордостью показали Эдуарду Росселю. Особый восторг губернатора вызвал современный компьютерный класс, с мощными машинами и даже выделенной линией Интернета. Похоже, нравится он и самим школьникам — занимаются они в нём с удовольствием.
Близкое соседство с Югрой вызывает у местных жителей вопросы. Почему место жительства почти одно, а надбавки — разные? Там — северные, а здесь — только уральские? Почему надбавка в «Тюменьтрансгазе» 50 процентов, а у бюджетников Пелыма — лишь 20 процентов?
С этим вопросом и просьбой помочь восстановить справедливость пелымцы обратились к губернатору.
— Я могу обратиться в Госдуму с просьбой учесть это в законе, — ответил Эдуард Россель. — Но хочу вам рассказать об одном неприятном случае. В Качканаре работающие там тюменцы получали надбавку в 30 процентов, а местные — 20. Мы отправили запрос в правительство России. И в Качканаре отменили все надбавки. Так что тут дело такое: деньги требуют тишины.
Тем не менее, пообещал Эдуард Россель, если пелымцы будут настаивать, в Госдуму обратиться можно.
Все вопросы пелымцев губернатор записал. В скором времени они будут обобщены в постановлении правительства Свердловской области по социально-экономическому развитию городского округа Пелым.
— Кроме этого, мы рассмотрим все населённые пункты округа, чтобы их сохранить и использовать имеющуюся рабочую силу для создания современного производства по лесопереработке, — рассказал Эдуард Россель. — Ресурсы лесные здесь есть — более миллиона кубов каждый год. И это — без нанесения вреда природе.
Стоит отметить, что Пелым стал завершающим пунктом в трёхдневной поездке губернатора по северу Свердловской области.
— Общие впечатления хорошие, — поделился Эдуард Эргартович. — Практически весь наш северный развивается быстрыми темпами. И глобальных проблем нет — почти все задаваемые людьми вопросы решаемы. www.oblgazeta.ru
|